Вертолеты до и после 2 мировой войны
В 1937—1940 гг. начался новый этап развития вертолетов — этап технической зрелости и совершенствований.
В 1937—1938 гг. в ЦАГИ под руководством И. П. Братухина был создан вертолет ЦАГИ 11-ЭА одновинтовой схемы с шестилопастным шарнирным несущим винтом и двумя рулевыми винтами, установленными на концах небольших крыльев.
Взлетев как обычный вертолет, этот аппарат в горизонтальном полете превращался в автожир, так как вся мощность двигателя передавалась на рулевые винты, выполнявшие роль пропеллеров, а несущий винт авторотировал от встречного потока воздуха.
В 1937 г. в Германии конструктором Г. Фокке был построен вертолет FW-61 по двухвинтовой поперечной схеме, у которого два винта, расположенных на фермах по бокам фюзеляжа, вращались в противоположные стороны. При испытаниях вертолет показал выдающиеся для того времени характеристики полета.
В 1938—1939 гг. в США конструктор И. Сикорский построил по одновинтовой схеме вертолет VS-300 с рулевым винтом, расположенным в задней части фюзеляжа. По этой же схеме в 1942 г. им был построен вертолет R-4, а несколько позднее — R-5, усовершенствованный вариант которого в 1945 г. получил обозначение S-51.
В 1939—1940 гг. в СССР появился вертолет «Омега» конструкции И. П. Братухина (рис. В. 3), показавший высокие летные данные. Это был вертолет поперечной схемы с двумя двигателями по бокам фюзеляжа. Дальнейшим развитием этой схемы стал вертолет Б-11. Оба вертолета демонстрировались на воздушных парадах в Москве в 1948—1949 гг.
В 1947 г. был построен соосный вертолет конструкции Н. И. Камова Ка-8, модификация которого в 1948 г. привела к созданию вертолета КА-10. В том же 1947 г. в ОКБ А. С. Яковлева был создан экспериментальный соосный вертолет, в результате работы над которым в 1948 г. был построен вертолет одновинтовой схемы Як-100.
Первые успехи в создании вертолетов дали толчок для дальнейшего их развития и эксплуатации. В 1945—1950 гг. появились серийные вертолеты: Сикорский S-51, Белл-47 и Пясецкий PV-3 в США, Бристоль-171 в Англии, Ми-1 конструкции М. Л. Миля в СССР.
В 1952 г. был запущен в серийное производство вертолет Ми-4 (рис. В.4), превосходивший по своим летно-техническим данным все созданные до этого вертолеты. Ми-4 широко использовался во многих областях народного хозяйства, а также в вооруженных силах нашей страны.
Он оказался первым в целом ряду транспортных и многоцелевых вертолетов одновинтовой схемы ОКБ М. Л. Миля: Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-10 (рис. В.5). Успешно продолжали развиваться вертолеты соосной схемы конструкции И. И. Камова: Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-26. На базе несущих систем вертолета Ми-4 в ОКБ А. С. Яковлева в 1955 г. был создан вертолет продольной схемы Як-24.