Бафтинг и капотирование

Плохо обтекаемые части вертолета (втулка с автоматом перекоса, некоторые элементы фюзеляжа) создают неупорядоченные возмущения воздушной среды. Они воздействуют на стабилизатор, киль или рулевой винт, вызывая на них пульсирующие аэродинамические нагрузки, которые в свою очередь порождают колебания фюзеляжа. Такой тип вибраций называется бафтингом.

Наибольшие колебания вызывают силы с частотами, равными собственным частотам. Поэтому наиболее эффективной оказывается та часть случайных воздействий, которая имеет частоту, близкую к соответствующей собственной частоте фюзеляжа с оперением. Следовательно, колебания имеют несколько неупорядоченный, случайный характер, но с преобладанием составляющей с частотой, равной одной из собственных частот фюзеляжа.

Изменение собственной частоты конструкции обычно не приводит к благоприятным результатам, так как случайные возмущения содержат составляющие с разными частотами, диапазон которых достаточно широк (широкий спектор возмущений). Поэтому для снижения уровня вибраций используется способ, основанный на уменьшении интенсивности исходных возмущений — капотирование, сглаживание возмущающих поток элементов, упорядочивание обтекания.

При производстве лопастей и в эксплуатации возможны отдельные отклонения их геометрических, жесткостных или массовых характеристик. Неидентичность отдельных лопастей, входящих в комплект, приводит к тому, что правила суммирования не выполняются, непроходные гармоники становятся проходными. Это вызывает соответствующие вибрации. Чаще всего их круговые частоты равны, т. е. колебания происходят с частотой оборотов винта. Иногда они могут иметь значительную величину.

Способ снижения уровня таких вибраций — уменьшение неидентичности лопастей путем проведения соответствующих технологических мероприятий.

Google