Снижение нагрузок на рулевой винт вертолета

Добиваясь ослабления динамического усилия колебаний, необходимо в то же время заботиться о снижении внешних нагрузок – в первую очередь кориолисовых сил, т. е. уменьшении махового движения лопастей.

Так, в инструкцию по эксплуатации вертолета вводят ограничения по допустимой угловой скорости разворота. Создают соответствующую визуальную (на приборном щитке) или звуковую сигнализацию летчику по величине угла. Устанавливают ограничители темпа дачи педалей или максимальных углов установки лопастей.

Эффективным средством снижения нагрузок при больших скоростях полета является установка на вертолет киля, создающего силу, направленную вбок, и тем самым разгружающего рулевой винт. Маховое движение лопастей меньше при наличии компенсатора взмаха имеет ненулевое значение, поэтому компенсатор взмаха используется как одно из средств снижения нагрузок.

Однако снижение изгибной жесткости в плоскости вращения может привести к возникновению хордового флаттера — интенсивных колебаний в плоскости наибольшей жесткости. Возможность его возникновения возрастает с увеличением коэффициента компенсатора взмаха.

Действие компенсатора взмаха заключается в том, что при взмахе лопасть поворачивается в осевом шарнире. Помимо описанного ранее положительного эффекта — уменьшения угла это приводит к ухудшению условий работы подшипников осевого шарнира.

Поэтому проектирование рулевого винта представляет собой сложный процесс нахождения компромисса между противоречивыми требованиями. При этом учитывают и другие факторы, определяющие его прочность.

Google