Х-образные рулевые винты

В последние годы разработан Х-образный рулевой винт, который по сравнению с обычным имеет больший КПД и меньший уровень шума. Узел Х-образного рулевого винта образован двумя двухлопастными винтами, установленными соосно на одном валу под определенным углом друг к другу и на определенном расстоянии друг от друга, т. е. каждый из них похож на рулевой винт вертолета Ми-2 с совмещенным и повернутым горизонтальным шарниром.

Лопасти крепятся к втулке с помощью осевого шарнира. Центробежные силы воспринимаются пластинчатыми торсионами, обеспечивающими при скручивании изменение шага рулевого винта.

Подобная конструкция позволяет использовать основное преимущество двухлопастного винта, состоящее в том, что центробежные силы и первая гармоника кориолисовых сил взаимно уравновешиваются в совмещенном горизонтальном шарнире, практически не нагружая корпус втулки.

Вместе с тем устраняется основной недостаток двухлопастного винта — ограниченная тяговая эффективность, обусловленная малым заполнением. Устранить этот недостаток увеличением хорды лопастей трудно из-за сопутствующего увеличения шарнирных моментов, а в Х-образном винте это достигается удвоением числа лопастей.

Google