Шарнирный момент системы управления

В деталях первого и второго участков нагрузки вызываются шарнирными моментами лопастей. Шарнирным называется момент, возникающий от аэродинамических и инерционных сил, действующих на лопасть, и стремящийся повернуть ее относительно оси осевого шарнира.

В рычаге поворота лопасти возникает изгибающий момент, в тяге управления шагом лопасти — осевая сила, пропорциональные моменту. На вращающееся кольцо автомата перекоса действуют силы, передаваемые на него тягами управления всех лопастей. Каждая из этих сил вызывает изгиб соответствующего рога кольца автомата перекоса, а все они вместе — изгиб и кручение самого кольца.

При определении нагрузок на втором участке системы управления силы могут быть заменены равнодействующей и моментом. Если пренебречь небольшими наклонами тяг управления шагом по отношению к оси винта и небольшим наклоном автомата перекоса, то нетрудно установить, что воздействующая сила параллельна оси вала винта, а вектор момента лежит в плоскости, перпендикулярной этой оси.

Суммарная сила стремится переместить автомат перекоса вверх или вниз и нагружает детали системы управления общим шагом. Момент стремится повернуть автомат перекоса и вызывает нагрузки в системе управления циклическим шагом. Нагрузки передаются на штоки бустеров и с них — на элементы конструкции фюзеляжа, к которым они прикреплены.

Разница в нагружении деталей, входящих в первый и во второй участки системы управления, состоит в том, что первые нагружаются шарнирным моментом одной лопасти, а нагрузки во вторых определяются суммарным воздействием всех лопастей (суммарными силой и моментом). При необратимом включении бустеров нагрузки от винта на третий участок не проходят. Нагружение этого участка определяется силами, прилагаемыми летчиком к ручкам и педалям управления.

Google