Муфты трансмиссии вертолета

Трансмиссия вертолета с поршневым двигателем должна иметь муфты сцепления, включения и свободного хода. У вертолетов с газотурбинными двигателями (ТВД) со свободной турбиной муфты сцепления и включения отсутствуют.

Муфты включения бывают фрикционные, приводимые в действие по сигналу летчика, или автоматические, включающиеся при определенной частоте вращения турбин двигателя. В целях безопасности на вертолетах применяется система отключения трансмиссии от двигателей для свободного вращения несущего винта в случае отказа двигателей.

Вся мощность для несущего и хвостового винтов, а также для привода вспомогательных агрегатов передается через муфту свободного хода (обгонную муфту).

Муфта свободного хода состоит из наружной обоймы и звездочки, между которыми расположен сепаратор с цилиндрическими роликами. Сепаратор служит для предотвращения перекосов роликов относительно рабочих поверхностей звездочки и наружной обоймы, а также для обеспечения одновременного включения всех роликов. Сепаратор имеет со стороны наружной обоймы выступы, которые ограничивают ход роликов с сепаратором при включении муфты, упираясь при этом в ограничительные выступы на торце звездочки.

В муфте свободного хода ведущей деталью является звездочка, жестко связанная с валом свободной турбины, а ведомой — наружная обойма, связанная с входным валом редуктора.

Муфта свободного хода включается автоматически при вращении звездочки по часовой стрелке в результате заклинивания роликов между рабочими поверхностями звездочки и внутренней поверхностью наружной обоймы при уравнивании частот вращения звездочки и наружной обоймы. Выключение происходит автоматически, когда частота вращения звездочки становится меньше частоты вращения наружной обоймы. Рабочие поверхности звездочки и наружной обоймы выполнены с небольшим конусом для лучшего распределения нагрузки на ролики при деформации обоймы под нагрузкой.

Google