Шасси с носовым колесом
Основные параметры шасси с носовым колесом: расстояние от переднего колеса до центра тяжести вертолета; расстояние от колес главных опор шасси до центра тяжести вертолета, база, колея, угол опрокидывания, высота шасси, противокапотажный угол.
Расстояние от колес главных опор шасси до центра тяжести вертолета выбирают исходя из того, что на эти колеса должно приходиться 85—90% массы вертолета. Такое распределение нагрузки обеспечивает продольную устойчивость вертолета и путевое управление при маневрировании. Кроме того, величина расстояния от центра тяжести должна быть такой, чтобы вертолет при загрузке через грузовой люк, посадке на главные колеса и движении по земле не опрокидывался на хвостовую опору.
Если база мала, то на рулежке вертолет сильно раскачивается в продольной плоскости. Если база велика, то на носовую опору шасси будет приходиться очень малая нагрузка и пробег после посадки будет неустойчивым. Минимально необходимая колея шасси определяется с учетом поперечной устойчивости вертолета. При большой колее вертолет становится чувствительным к ударам в колеса главных опор шасси вследствие возрастания момента рыскания, при малой — не обеспечивается поперечная устойчивость вертолета.
Угол опрокидывания определяется из условия безопасности посадки вертолета на режиме авторотации. Угол, образованный перпендикуляром, опущенным из центра тяжести вертолета на линию, соединяющую точки прикосновения носового колеса и одного из колес главных опор шасси, и вертикалью, опущенной из центра тяжести, называется противокапотажным углом у. Он выбирается таким, чтобы исключить боковое опрокидывание вертолета (35…40°).