Конструирование деталей под переменными нагрузками

Большинство узлов и деталей вертолета подвержены действию циклических нагрузок. Детали, подвергающиеся длительной повторно-переменной нагрузке, разрушаются при напряжениях, значительно меньших предела прочности материала при статическом нагружении.

Определяющее значение для сопротивления усталости имеет поверхностный слой детали, который при большинстве видов нагружения подвергается максимальным напряжениям. Частицы металла, выходящие на поверхность, имеют повышенную активность и легко взаимодействуют с окружающей средой. На поверхности металла образуются прочные, неудалимые обычными механическими или химическими способами пленки пара, влаги и т. д., которые, проникая через микротрещины в глубь металла, ослабляют его.

Поверхностный слой ослабляется и предшествующей обработкой, а также подвержен коррозии (в том числе фреттинг-коррозии). Таким образом, поверхностный слой является концентратором напряжений, влияние которого необходимо ослаблять упрочняющими мероприятиями.

Google