Болтовые соединения

Болтовыми соединениями являются фланцевые стыки валов трансмиссии, крепление наконечника к прессованному лонжерону лопасти несущего винта, соединение картера главного редуктора с рамой и др. Для правильной работы болтовое соединение должно быть разгружено от изгиба и среза.

При установке болта с зазором он будет изгибаться от поперечных сил. Если же зазора нет, то в плоскости стыка болт работает на срез. Кроме того, он растягивается за счет предварительной затяжки и удлинения при смещении скрепляемой детали. Вследствие возникновения сложного напряженного состояния прочность болта резко уменьшается. Поэтому для упрочнения стяжных соединений поперечные силы должны восприниматься дополнительными силовыми элементами, а само соединение должно работать только на растяжение.

В подвижных разъемных соединениях болты работают на срез. Для исключения изгиба в этом случае болты должны устанавливаться в отверстия по соответствующей посадке. Для нормальной работы пакета на смятие в нем должна размещаться только гладкая часть болта, а резьба — под гайкой. Усталостную долговечность болтового соединения, работающего на срез, можно повысить рациональным выбором силы затяжки и соотношения упругости болтов и стягиваемых деталей. Затяжка уменьшает циклическую долю нагрузки, делая ее почти полностью статической.

Резьба является концентратором напряжений в болтовом соединении. Напряжения в резьбе можно уменьшить, увеличив диаметр резьбы и высоту гайки. Ответственные болтовые соединения контрятся шплинтами, стандартными шайбами или самоконтрящимися гайками.

Google