Шпоночные и шлицевые соединения
Имеются два способа передачи крутящего момента — при помощи жестких и фрикционных соединений. К жестким относятся шпоночные, шлицевые, призматические, штифтовые и фланцевые соединения. Крутящий момент передается при работе указанных элементов соединений на срез, изгиб или смятие.
Шпоночные соединения используются при небольшом передаваемом моменте. Недостатки соединения: ослабление вала шпоночными пазами, концентрация напряжений, вызванная формой пазов, и низкая технологичность.
Шлицевые соединения применяются для крепления втулки несущего винта на валу главного редуктора, соединения валов трансмиссии и т. д. Они имеют ряд преимуществ перед шпонками: большее число элементов, передающих крутящий момент, а следовательно, меньшие усилия, действующие на элементы соединения; меньшая концентрация напряжения, чем в пазах шпоночного соединения. Шлицевые соединения не требуют подгонки при сборке.
Различают шлицы прямоугольного профиля, эвольвентные, треугольные и трапецеидальные.
В вертолетостроении чаще используют эвольвентные шлицы, которые представляют собой зубья эвольвентного профиля, характеризуемые модулем и углом зацепления. Прочность их выше благодаря форме зуба, они технологичны в изготовлении, кроме того, их можно подвергать доводочной обработке и упрочнению.
Торцовые шлицы используются в соединениях частей валов, хвостовом редукторе и др. Они представляют собой зубья треугольного профиля, нарезанные на торцах соединяемых деталей и стянутые осевым усилием. Образующие шлицев должны сходиться в центре соединения для плотного прилегания рабочих поверхностей. Для повышения работоспособности шлицевых соединений применяют осевую затяжку при помощи гаек с упором через шайбу в торцы шлицев ступицы.