Выбор схемы вертолета
Выбор схемы определяется назначением вертолета и техническими требованиями, предъявляемыми к нему. Анализируя возможные схемы вертолета, следует выделить прежде всего схемы, которые обеспечивают лучшую весовую отдачу, меньшую потерю мощности, более экономичный полет, лучшие устойчивость и управляемость, большую безопасность полета, удобства для экипажа и пассажиров.
Большое значение при выборе схемы имеет взлетная масса. Как показывает опыт, вертолеты малой и средней грузоподъемности (с взлетной массой до 11—12 т) в зависимости от назначения следует проектировать по одновинтовой или соосной схеме. Для тяжелых вертолетов (с взлетной массой до 50 т) наиболее целесообразной является одновинтовая схема.
Для перевозки крупногабаритных тяжелых грузов на небольшие расстояния могут понадобиться сверхтяжелые вертолеты — «воздушные краны» с высокой весовой отдачей. Этому требованию удовлетворяют многовинтовые вертолеты, так как ограничения на максимальный крутящий момент, передаваемый коническими парами шестерен главного редуктора, могут не позволить создать сверхтяжелый вертолет одновинтовой схемы. Не следует при этом исключать и реактивные вертолеты, у которых весовая отдача очень велика.