История появления вертолетов в России
Различными русскими учеными, инженерами и изобретателями был предложен ряд оригинальных проектов летающих аппаратов с несущим винтом, а также разработаны основополагающие принципы, лежащие в основе современного вертолетостроения. Так, А. Н. Лодыгин, М. А. Рыкачев, С. С. Неждановский представили свои проекты вертолетов, а известный металлург Д. К. Чернов обосновал и сравнил основные схемы двухвинтовых вертолетов: соосную, продольную и поперечную.
Создание вертолета, способного подняться в воздух, стало возможным лишь после того, как двигателестроение и авиационная наука достигли относительно высокого уровня. В конце XIX в. был создан двигатель внутреннего сгорания, начались активные исследования в области аэродинамики, в частности, появились первые работы отечественных ученых Д. И. Менделеева, К. Э. Циолковского, С. К-Джевецкого, С. А. Чаплыгина.
Большой вклад в развитие авиационной науки внес Н. Е. Жуковский. Опубликованная им в 1890 г. работа «К теории летания» и ряд последующих трудов позволили создать первую строго научную теорию воздушных винтов, ставшую основой развития вертолетной техники.
В 1912 г. группой учеников Н. Е. Жуковского во главе с Б. Н. Юрьевым был построен вертолет одновинтовой схемы с двигателем в 25 л. с. Недостаток средств и материалов, а также начавшаяся первая мировая война помешали окончательному завершению работ.
Тем не менее значение этого вертолета в истории мирового и отечественного вертолетостроения очень велико, так как в процессе его создания Б. Н. Юрьев впервые предложил и строго обосновал схему одновинтового вертолета с вспомогательным рулевым винтом, которая до сих пор используется на многих вертолетах.