Стержни конструкции вертолетов

Если к концам стержня приложены растягивающие или сжимающие силы, параллельные его оси, то в поперечном сечении возникают нормальные напряжения, равномерно распределенные по его площади. Поэтому значение нормальных напряжений определяется по специальной формуле.

Особого внимания требует случай действия сжимающих сил. Пусть вначале сжимающая сила невелика по абсолютной величине. Приложим к стержню небольшую поперечную силу Р, стержень при этом прогнется. Если силу Р снять, то стержень вернется к своему исходному прямолинейному состоянию. Так будет происходить, пока сила N по абсолютной величине меньше определенного значения NKP.

При большей по абсолютной величине силе N приложение поперечной силы Р приведет к заметному искривлению стержня, которое сохранится и после снятия Р. Стержень теряет устойчивость. Эта картина несколько идеализирована.

В действительности, сила N может быть приложена с некоторым небольшим смещением относительно оси стержня, сам стержень имеет небольшую начальную погнутость, а поперечные сечения — некоторые отличия по форме. Эти и другие факторы приводят к тому, что потеря устойчивости происходит даже без приложения поперечной нагрузки Р.

Потерявший устойчивость стержень может разрушиться сразу или при некотором, иногда небольшом увеличении N. Поэтому явление потери устойчивости во многих случаях недопустимо. Критическая сжимающая сила определяется по формуле Эйлера

Google