Долговечность поверхностей деталей вертолета
Наибольшие напряжения, как правило, возникают в поверхностном слое детали. Поэтому особое значение имеет его состояние. Дефекты, вызванные обработкой (следы резца, микроштрихи от шлифования и т. п.), являются концентраторами напряжений. Поэтому долговечность существенно зависит от качества поверхности.
Случайные нарушения гладкости поверхности могут привести к преждевременному разрушению конструкции. В связи с этим к технологии изготовления и обслуживания агрегатов вертолета предъявляются определенные требования, подробно рассматриваемые в курсе технологии. Необходимы строгие меры по контролю качества поверхности.
Состояние технологического процесса контролируется также путем испытаний на выносливость отдельных экземпляров серийной продукции. Так как коррозия поверхности недопустима, необходимыми являются меры по защите от нее. Испытания показывают, что усталостные характеристики существенно улучшаются от наклепа поверхностного слоя детали. Поэтому наклеп широко применяется в вертолетостроении.
Ухудшение качества металла с ростом размеров литья или поковки, различное влияние механической обработки при различных размерах деталей, а также увеличение вероятности появления опасных дефектов и слабых мест с увеличением размеров объекта приводят к снижению долговечности больших объектов. Это явление называется масштабным эффектом.
Учесть влияние указанных факторов расчетным путем не удается. Поэтому характеристики усталости — долговечность и предел ограниченной выносливости — необходимо определять посредством натурных усталостных испытаний реальных конструкций, изготовленных по технологии, принятой на серийном заводе.