Снижение уровня вибраций вертолета

Для снижения уровня вибраций при конструировании вертолета следует обеспечить путем подбора жесткостных характеристик фюзеляжа возможно большую разность между заданной круговой частотой возбуждающих сил и ближайшими собственными частотами изгибных в вертикальной плоскости и изгибно-крутильных поперечных колебаний.

Для расчета последних разработаны соответствующие методы. Эффективно применяются и другие методы снижения уровня вибраций. К их числу относится упругое крепление винта к фюзеляжу. Между редуктором с валом несущего винта и фюзеляжем включаются упругие элементы со специально подобранными характеристиками. Используются динамические гасители колебаний.

Принцип действия такого гасителя можно уяснить на упрощенной модели. Сила возбуждает колебания массы. Если к этой массе с помощью упругого элемента — пружины присоединить малую массу, то возникают и ее колебания. Подбирая величину массы и жесткость пружины, можно добиться, чтобы сила ее реакции, действующая на основную массу, была равна по величине, но противоположна по направлению приложенной силе.

При совместном действии двух сил колебания прекращаются. Точнее, амплитуда колебаний (с учетом ряда опущенных здесь факторов) при установке динамического гасителя значительно уменьшается, но не до нуля. Разновидностью динамического гасителя являются маятниковые гасители, устанавливаемые на втулке или комлях лопастей.

В этом устройстве восстанавливающей является центробежная сила (вместо упругой силы пружины). Подбирая плечо груза, можно настроить гаситель так, что он будет создавать силу, обратную реакции лопасти. При этом соответствующая гармоника не будет действовать на фюзеляж. Практически динамические маятниковые гасители колебаний позволяют снизить уровень нормально обусловленных вибраций в несколько раз.

Google