Автоколебания корпуса вертолета

Аэроупругая или механическая неустойчивость порождает особенно интенсивные вибрации, в результате чего происходит разрушение элементов конструкции. Таким образом, единственная мера борьбы с ними — предотвращение потери устойчивости. Основные виды таких колебаний — флаттер и земной резонанс.

На вертолете могут возникать автоколебания, характерной чертой которых является наличие перемещений золотников бустеров, вызывающих соответствующее их действие. Приведем примеры таких колебаний.

При изгибе фюзеляжа возможны такие смещения опор качалок системы управления, при которых при зажатой ручке управления золотник бустера смещается, вызывая соответствующее движение автомата перекоса, что приводит к пульсациям сил на винте. Эти пульсации могут передаваться на фюзеляж.

При определенном соотношении фаз смещений и пульсаций сил на винте возникают установившиеся вибрации фюзеляжа, амплитуда которых может достичь значительных величин. Другая причина действия бустеров при неподвижной ручке управления — их просадка. Бустеры, установленные на податливых элементах конструкции фюзеляжа, под действием приходящих на них сил от автомата перекоса могут несколько перемещаться.

Если золотник бустера при этом неподвижен, то в результате относительного смещения бустера и золотника могут возникнуть движения штока бустера, колебания автомата перекоса и сил на винте. При этом будут пульсировать и усилия в системе управления, т. е. нагрузки на бустер. При подходящих условиях возникают незатухающие колебания.

Наконец, вибрации мест установки датчиков углов или угловых скоростей автопилота могут вызвать появление его команд рулевому агрегату, действия которого создадут пульсации сил на винте. Возможность возникновения колебаний такого типа существенно зависит от фазовых соотношений в системе.

Так, колебания, вызываемые автопилотом, могут быть уничтожены перестановкой соответствующего датчика в другое место фюзеляжа. Большое значение имеет зона нечувствительности золотниковой коробки бустера, т. е. минимальная величина перемещения золотника, при которой бустер еще не воспринимает команды. Эта величина не должна быть слишком малой. Вибрации других типов в большинстве случаев незначительны и здесь не рассматриваются.

Google