Снижение эффекта земного резонанса

Исследования показывают, что в нижней зоне земной резонанс можно подавить, введя демпфирование. Оно должно быть обеспечено как в вертикальном шарнире, так и в амортизационной стойке.

Для этого на вертикальный шарнир устанавливают демпфер, создающий момент, направленный против угловой скорости колебаний лопасти. При проектировании амортизационной стойки в ее конструкцию вводят устройства, создающие силу сопротивления, направленную против скорости движения штока. Для верхней зоны возможной неустойчивости необходимо учитывать особенность работы амортизационной стойки при малых нагрузках.

Для того чтобы амортизационная стойка хорошо выполняла свою основную функцию — поглощение энергии при грубой посадке, она должна иметь предварительную затяжку.

Амортизатор обжимается только в том случае, когда действующая на него сила превышает некоторую определенную величину. При меньших значениях сжимающей силы он не обжимается. Следовательно, при малых нагрузках на колесо амортизатор не работает и демпфирования не обеспечивает.

При большой частоте вращения винт вертолета развивает большую силу тяги, поэтому нагрузки на шасси невелики. Амортизационные стойки не работают, а следовательно, демпфирование, необходимое для подавления земного резонанса, не создается. Поэтому на вертолете с винтом, вращающимся с большой угловой скоростью, земной резонанс может возникнуть даже при большом демпфировании в вертикальных шарнирах. Для устранения этого следует повысить соответствующую собственную частоту фюзеляжа и использовать двухкамерные амортизационные стойки.

При пробеге вертолета по земле создаются более благоприятные условия для возникновения земного резонанса. Поэтому при выборе характеристик амортизационной стойки и демпферов вертикальных шарниров учитывают необходимость обеспечения безопасности от земного резонанса и в таких условиях. Выбор характеристик демпферов вертикальных шарниров является противоречивой задачей. Увеличение демпфирования с целью подавления земного резонанса приводит к уменьшению ресурса лопастей, поэтому необходим специальный подход.

Google