Осевые шарниры с торсионом
В настоящее время применяются осевые шарниры с торсионом. Особенностью работы пластины торсиона является ее изгиб в своей плоскости при закрутке торсиона. При повороте втулки концы крайних пластин перемещаются соответственно вверх или вниз.
При этом вследствие трения о поверхность втулок концы пластины по ней не проскальзывают, и пластина изогнута. Существуют способы определения возникающих при этом в поперечных сечениях нормальных напряжений. Они пропорциональны углу закрутки торсиона в и зависят от его размеров.
Величина напряжений определяет ресурс торсиона. С увеличением угла закрутки возрастает изгибающий момент в пластине. Он может стать больше момента трения ее о поверхность втулки. Тогда пластина проскальзывает.
Так как угол установки лопасти винта вертолета и, следовательно, угол закрутки торсиона изменяются циклически, то может возникнуть опасное циклическое проскальзывание, которое влечет за собой быстрый износ втулок и пластин. Поэтому при проектировании параметры торсиона выбирают таким образом, чтобы проскальзывания не было при наибольшем возможном угле закрутки.