Демпферы несущего винта вертолета

Гидравлический демпфер предназначен для демпфирования колебаний лопасти относительно вертикального шарнира с целью предотвращения колебаний типа земного резонанса. Он состоит из цилиндра, связанного с цапфой осевого шарнира, и штока, закрепленного, на пальце горизонтального шарнира.

В поршне имеются перепускные клапаны, одни из них осуществляют перепуск жидкости в одном направлении, а другие — в другом. Внутренние полости цилиндра заполнены маслом АМГ-10. На резьбовом конце штока имеется амортизатор, состоящий из двух стальных шайб с завулканизированной между ними резиной.

Амортизатор смягчает удар о задний ограничитель при раскрутке несущего винта вертолета. При перемещении цилиндра относительно штока жидкость под давлением прижимает один из шариков к седлу. При этом малый шарик выталкивает из седла другой, большой шарик, соединяя полость низкого давления с компенсационным бачком, который установлен на корпусе втулки и обеспечивает надежную работу демпфера, предотвращая образование газовых пробок.

При перемещении цилиндра относительно штока совершается работа, часть которой превращается в тепло. При достижении определенного давления клапаны в поршне открываются, и градиент момента демпфирования резко падает, т. е. демпфер имеет ступенчатую характеристику. Такая характеристика более благоприятна, чем линейная, при которой демпфер в полете создает очень большой момент.

Кроме гидродемпферов, применяются фрикционные демпферы (вертолет Ми-4). Момент демпфирования постоянен и не зависит от угловой скорости вращения лопасти относительно вертикального шарнира. Характеристика фрикционных демпферов зависит от температуры и состояния трущихся поверхностей, поэтому их. необходимо чаще регулировать. На некоторых современных вертолетах установлены пружинно-гидравлические и эластомерные демпферы.

Google