Втулки несущего винта с упругим креплением лопастей

В настоящее время появляются втулки, в которых шарнирами служат упругие элементы, позволяющие лопасти совершать маховое движение в плоскости тяги и перемещаться в плоскости вращения.

Таким упругим элементом является эластомерный подшипник. Он представляет собой пакет, состоящий из металлических пластин, чередующихся с привулканизированным к ним упругим материалом — эластомером.

Эти подшипники имеют ряд преимуществ по сравнению с подшипниками качения: увеличение ресурса в 3—10 раз; устранение необходимости смазывания; уменьшение числа деталей; упрощение осмотра без разборки узла подшипника; уменьшение трудоемкости обслуживания; обеспечение возможности обслуживания втулки по состоянию.

Эластомерный сферический радиально-упорный подшипник позволяет одним шарнирным узлом заменить все три шарнира втулки несущего винта вертолета.

Рассмотрим пример применения эластомерного подшипника на втулке вертолета UH-60A фирмы Сикорского. Корпус втулки изготовлен из титанового сплава. Эластомерные подшипники закреплены на трубчатом стержне, на котором расположены узел крепления лопасти, кронштейн крепления демпфера и рычаг поворота лопасти.

Эластомерный сферический подшипник имеет форму полого усеченного конуса и обеспечивает возможность движения лопасти в плоскостях тяги и вращения. Трубчатый стержень проходит внутри сферического подшипника и передает центробежную силу лопасти через узел на цилиндрический эластомерный подшипник, который работает на сжатие.

Применение эластомерных подшипников позволило на 40% уменьшить число деталей втулки и на 60% снизить время технического обслуживания.

Как известно, при растяжении стержня силами, приложенными вдоль его оси, поперечные размеры стержня уменьшаются. И наоборот, при сжатии — увеличиваются. Таким свойством, характеризуемым коэффициентом Пуассона, обладают все конструкционные материалы.

Google