Отсеки цельнометаллических лопастей вертолетного винта

Отсек цельнометаллической лопасти со стальным трубчатым лонжероном состоит из носовой и хвостовой частей, закрепленных на лонжероне. Основа носовой части отсека — обшивка, имеющая подсечку для укладки пакета электрического противообледенителя.

Для увеличения жесткости контура носовой части лопасти к обшивке приклеены, и дополнительно приклепаны диафрагмы, гофрированные накладки и передний профиль. Для создания необходимой по флаттерным характеристикам поперечной центровки лопасти к обшивке носка приклеены и приклепаны противовесы в виде стального профиля. Носовая часть отсека приклеена к передней стенке хвостовой части отсека и прикреплена к ней винтами по подсечке. Винты имеют потайные головки и поставлены на клею для предотвращения самопроизвольного отвертывания.

Для герметизации зазоров в носовой части лопасти на уширенной отбортовке торцевых диафрагм носовых частей четных отсеков имеется подсечка, на которую накладывается обшивка носовых частей нечетных отсеков. По поверхности прилегания обшивок носовых частей проложены кожаные прокладки, приклеенные к обшивкам и диафрагмам четных отсеков, обеспечивающие возможность незначительных взаимных перемещений носовых частей при деформации.

Хвостовая часть отсека лопасти с трубчатым лонжероном включает в себя переднюю стенку корытообразного сечения, к которой приклеивают обшивку, торцевые нервюры и сотовый заполнитель. Для придания жесткости задней кромке в нее вклеен текстолитовый стрингер. Усиливающие подкладки приклеены для устранения резкого изменения жесткости в местах соединения обшивки с профилем передней стенки и сходят на ус в направлении к задней кромке отсека.

Сотовый блок склеен из листов алюминиевой фольги и придает жесткость хвостовой части отсека. По бокам хвостовой части имеются торцевые нервюры, к которым прикреплены боковые накладки, предназначенные для соединения винтами носовых и хвостовых частей отсеков. Спереди хвостовой части приклеен дюралюминиевый башмак с выступающими передними поясами, которые охватывают сзади часть лонжерона и опираются на хомуты, приклеенные к лонжерону. Это позволяет воспринимать и передавать на лонжерон центробежные и перерезывающие силы.

В поясах имеются отверстия под болты для крепления лент, притягивающих хвостовые части отсеков к лонжерону. Эти ленты воспринимают моменты, действующие на отсек. Для крепления хвостовых частей отсеков к лонжерону приклеены и притянуты двумя стальными хомутами стальные цапфы. Хомуты также приклеены к цапфам и лонжерону. Цапфы вставлены в отверстия башмаков хвостовых частей отсеков, а отсеки четырьмя стальными лентами притянуты к лонжерону.

При сборке хвостовых частей отсеков с лонжеронами башмаки своими поясами одновременно приклеиваются к хомутам на лонжероне, а ленты, охватывающие лонжерон, стягиваются между собой болтами через крестовины. Между хомутами и лентами на всех отсеках проложены лавсановые прокладки, предотвращающие трение лент по хомуту.

Все клеевые швы и технологические отверстия покрыты герметикой во избежание попадания влаги в отсеки. В местах расположения средних частей отсеков на лонжероне приклеен пенопластовый блок, армированный фанерой, к которому приклеен носок. Носовая часть отсека при сборке лопасти устанавливается на хвостовую часть по подсечке, склеивается по всей площади сопряжения и крепится по хвостовым башмакам винтами, имеющими потайные головки и контрящимися с помощью клея.

На конце лопасти имеется обтекатель, под которым расположены лампа контурного огня и набор стальных балансировочных пластин, укрепленных на шпильках, установленных в стальной бобышке на конце лонжерона. Пластины необходимы для выравнивания в каждом комплекте лопастей статических моментов массы лопасти относительно оси вращения. Кроме того, на концевых отсеках лопасти в хвостовой части установлены металлические пластины – триммеры. Отгиб этих пластин влияет на аэродинамические характеристики лопасти (соконусность вращения лопастей).

Google