Лопасти вертолета Ми-26

Обшивка является наиболее нагруженным элементом конструкции хвостового отсека. Она передает на лонжерон центробежную силу отсека, изгибающие моменты, создаваемые аэродинамическими и инерционными силами, и деформируется в зоне прикрепления вместе с лонжероном.

Вертолет Ми-26 оснащен лопастями смешанной конструкции, которые имеют стальной лонжерон со стеклопластиковым каркасом.

Принципиальная особенность лонжерона лопасти винта вертолета Ми-26 — отсутствие комлевого наконечника. Весь лонжерон, включая проушины комлевого стыка, изготовлен как единое целое. Отсутствие комлевого наконечника и соответственно неизбежной концентрации напряжений в местах его крепления позволило существенно увеличить ресурс по условиям выносливости, а также уменьшить массу лопасти.

Практически ресурс лопасти определяется переменными нагрузками и сопротивлением усталости не лонжерона, а каркаса. Проушины комлевого стыка, соединяющего лопасть со втулкой, выполнены за одно целое с лонжероном путем высадки его комлевой части.

Для предохранения отверстий проушин от забоин по внутреннему диаметру этих отверстий приклеены разрезные титановые втулки, а по торцам проушин — шайбы, которые являются жертвенными деталями. При снятии или установке лопасти на вертолет разрезные втулки принимают на себя удары при монтаже и повреждения, предохраняя основную поверхность стыковочных отверстий, что способствует повышению надежности и ресурса.

Лопасть винта вертолета Ми-26 состоит из общей носовой части и отдельных хвостовых отсеков, а также комлевого и концевого обтекателей. В носовую часть, изготовленную по форме профиля лопасти, входят стальной трубчатый лонжерон, пенопластовый заполнитель и пакет противообледенительной системы. Лонжерон воспринимает все нагрузки от носовой части и хвостовых отсеков лопасти с помощью специальных компенсаторов.

Труба лонжерона облицована по наружному диаметру слоем стеклоленты для обеспечения прочного соединения лонжерона с каркасом, защиты его от коррозии и для образования каналов системы сигнализации о повреждении лонжерона. Обшивка носовой части лопасти образована из восьми слоев стеклоткани, компенсаторы изготовлены из стеклопластика. Они представляют собой как бы продольные нервюры носовой части лопасти, связывающие обшивку лопасти с лонжероном и обеспечивающие передачу нагрузок с хвостовых отсеков и носовой части на лонжерон. Компенсатор состоит из набора прямоугольных участков стеклоткани, склеенных связующим и прошедших режим полимеризации.

Хвостовой отсек включает в себя обшивку с двумя слоями стеклоткани, стеклопластиковые нервюры, хвостовой стрингер, дюралюминиевый закрылок и сотовый заполнитель из специальной бумаги типа номекс, обладающей высоким сопротивлением усталости и коррозионной стойкостью. Все хвостовые отсеки имеют закрылки для изменения шарнирного момента и усилий в цепи управления.

Google