Защита лопастей вертолета от обледенения

Для защиты от обледенения лопасти снабжены противообледенительными системами: электрической или спиртовой. В первом случае в носовой части лопасти по всей длине устанавливают противообледенители электротеплового действия с электронагревательными элементами.

Нагревательйый элемент представляет собой тонкие ленты из коррозионно-стойкой стали, проложенные между слоями стеклоткани и приклеенные к ним. Для защиты от абразивных воздействий пакет с нагревательными элементами покрыт листовой резиной. Нагревательный элемент заканчивается шинами с проводами, которые впаяны в электрический соединитель, установленный в лопасти.

Напряжение передается от бортовой сети к нагревательным элементам лопасти при вращении винта при помощи токосъемника, расположенного на втулке. Его основными частями являются коллектор и щеткодержатель с установленными на нем колодками со щетками. При включении противообледенительной системы секции нагревательных элементов включаются поочередно в определенной последовательности, одна за другой при помощи программного механизма.

Для подачи сигнала о начале обледенения на вертолете устанавливается сигнализатор обледенения. Он представляет собой цилиндр, на поверхности которого расположены два кольца, имеющих между собой зазор. Эти кольца включены в электрическую сеть. При попадании льда в зазор цепь замыкается, и сигнал подается в кабину летчика и на включение противообледенителей. После прекращения обледенения система выключается нажатием кнопки.

Спиртовая система чаще всего устанавливается на лопастях со стеклопластиковым лонжероном. Она состоит из распределительной камеры, расположенной в комлевой части, и двух трубок, подводящих спирт к носку лопасти. Спирт поступает на поверхность лопасти через отверстия в трубках.

Google