Лопасти рулевых винтов вертолетов
По конструкции лопасти рулевых винтов схожи с лопастями несущего винта. Однако чаще всего они не имеют крутки, так как на режиме авторотации и в моторном полете тяга рулевого винта может быть направлена в разные стороны.
Удлинение лопастей рулевых винтов в 2-3 раза меньше, а относительная масса или инерционность в 1,5—2 раза больше, чем у лопастей несущих винтов.
Лопасти рулевого винта бывают деревянные, металлические или из стеклопластика. На вертолете Ми-6 лопасть имеет лонжерон из дельта-древесины, занимающий носовую часть лопасти. Хвостовая часть представляет собой набор деревянных нервюр и стрингеров, промежутки между которыми частично заполнены пенопластом.
Лонжерон и хвостовая часть оклеены фанерной обшивкой и тканью с лакокрасочным покрытием. Основной силовой элемент металлической лопасти — лонжерон, изготовленный из прессованного дюралюминиевого профиля и механически обработанный до необходимого контура. Поскольку втулка не имеет вертикального шарнира, лопасть под действием кориолисовой силы нагружается в плоскости вращения значительным изгибающим моментом. Поэтому для обеспечения необходимой динамической прочности существенно усиливают комлевую часть лопасти, к которой болтами крепится стальной наконечник со стыковочными проушинами.
В концевой части лонжерона винта имеется набор балансировочных грузов. Концевой обтекатель лопасти крепится винтами к концевой нервюре. К задней стенке лонжерона приклеена хвостовая часть, состоящая из сотового заполнителя и дюралюминиевой обшивки. Сотовый блок склеен из алюминиевой фольги. На хвостовике вдоль всей лопасти расположен задний стрингер.
Сравнительно небольшие размеры лопасти позволяют сделать ее конструкцию не разделенной на отсеки. На носовой части лопасти смонтирована электрическая противообледенительная система. По конструкции она аналогична системе на лопасти несущего винта. Для защиты носовой части лопасти от абразивных воздействий на нее наклеены резина и оковка из коррозионно-стойкой стали.