Реактивные вертолеты
У таких вертолетов механический привод несущего винта заменен реактивным. Суммарный крутящий момент на втулке несущего винта близок к нулю, так как момент несущего винта от сил сопротивления воздуха уравновешивается моментом, создаваемым тягой реактивных двигателей или сопел, установленных на концах лопастей (но имеется момент трения).
При этом отпадает необходимость в мощном рулевом винте. Реактивный привод несущего винта может осуществляться, во-первых, установкой на концах лопастей реактивных двигателей различного типа, топливо к которым подается через втулку и лопасти винта; во-вторых, установкой на концах лопастей горелок и реактивных сопел, к которым через втулку и лопасть подаются топливо и сжатый воздух под давлением, сгорая, смесь образует реактивную тягу (так называемый горячий цикл); в-третьих, установкой на концах лопастей сопел или щелей, через которые выбрасывается сжатый воздух или газ, подводимый через втулку и лопасти винта, в результате чего образуется реактивная тяга (холодный цикл).
Подаваемый к горелкам, соплам и щелям сжатый воздух или газ вырабатывается компрессором, приводимым в действие двигателем или газогенератором. Путевое управление реактивных вертолетов производится с помощью рулевого винта, рулевых поверхностей, установленных в потоке от несущего винта, или небольших сопел, расположенных в хвостовой части фюзеляжа.
Достоинствами вертолетов с реактивным приводом являются простая система трансмиссии и высокая весовая отдача. К недостаткам следует отнести сложную конструкцию втулки и лопасти несущего винта, трудность создания специальных двигателей, работающих в поле центробежных сил, большой расход топлива, а также шум от прямоточных и пульсирующих воздушно-реактивных двигателей. В середине 50-х годов было построено несколько одновинтовых вертолетов с реактивным двигателем.