Валы, соединения и опоры трансмиссии

Валы, соединяющие двигатель с редукторами несущих винтов вертолета или редуктор несущего винта с хвостовым редуктором, делают обычно быстроходными. Частота вращения их близка к частоте вращения двигателя.

Длина вала и расстояние между опорами должны быть такими, чтобы не было резонанса изгибных колебаний вала во всем диапазоне рабочих частот. Валы выполняются точеными из поковок и соединяются между собой посредством шлиц, болтов и фланцев. Для изменения длины вала вводятся скользящие шлицевые соединения или упругие пластинчатые муфты. Соединения валов, кроме глухих болтовых, шлицевых и фланцевых, обязательно выполняются в виде соединительных муфт и карданов.

Муфты применяются при отсутствии перекосов вала или при незначительных перекосах, не превышающих 1—2°. По сравнению с муфтами карданы допускают значительно большие перекосы вала, достигающие 5—7° и более. Кроме того, для соединения валов применяются эластичные муфты, позволяющие не только компенсировать отклонения вала, но также часть его крутильных колебаний. Применяя такие муфты, в системе трансмиссии можно получить нужные собственные частоты крутильных колебаний системы и избежать резонанса.

Пластинчатые муфты устанавливают на валах, где исключена возможность появления крутильных колебаний. Муфта представляет собой два фланца, между которыми установлен набор тонких стальных пластин с отверстиями под болты, с помощью которых стягивается весь пакет. Фланцы служат для соединения муфты с агрегатами трансмиссии и участками хвостового вала. По массе они легче шлицевых и эластичных муфт. Опоры валов выполняются на шарикоподшипниках.

Опоры нужно обязательно амортизировать резиновыми втулками на болтах, крепящих обоймы, или резиновыми кольцами в обоймах подшипников, для того чтобы возможные биения валов не жестко передавались на подшипники опор и конструкцию вертолета. Амортизация опор смягчает действие переменных сил, которые могут возникнуть в опорах из-за неточности монтажа или допущенных перекосов частей валов, и удлиняет срок службы подшипников. Шарикоподшипники в опоре должны быть самоустанавливающиеся, но при наличии резиновых прокладочных колец можно ставить и обычные шарикоподшипники.

Google