Вертолеты с крылом и винтокрылы
Рост скорости вертолета ограничен срывом потока с отступающей лопасти несущего винта. Для увеличения скорости полета необходимо разгрузить несущий винт. Это осуществляется постановкой крыла на вертолет или использованием дополнительных тянущих двигателей.
Вертолеты с крылом были построены по одновинтовой (Ми-6, Ми-24) и двухвинтовой (В-12) поперечной схемам. Летательный аппарат, у которого подъемная сила на режиме вертикального полета создается несущим винтом, а на режиме горизонтального полета — крылом с дополнительной тянущей двигательной установкой, называется комбинированным вертолетом или винтокрылом.
Известны подобные аппараты конструкции И. П. Братухина и английский винтокрыл «Ротодайн», построенный по одновинтовой схеме с реактивным приводом несущего винта. На консолях крыла были установлены два турбовинтовых двигателя приводящих в действие тянущие винты и компрессоры, которые подавали сжатый воздух для привода несущего винта на режиме вертикального взлета.
При горизонтальном полете несущий винт авторотировал. По двухвинтовой поперечной схеме был построен винтокрыл Ка-22. Два турбовинтовых двигателя приводили в действие два несущих винта на режиме вертикального взлета и два тянущих винта на режиме горизонтального полета. При горизонтальном полете несущий винт разгружался крылом на 60—80%. Недостатком винтокрылов и вертолетов с крылом является сложность их конструкции.