Вертолеты с поворотными винтами

В настоящее время во многих странах разрабатываются комбинированные летательные аппараты с поворотными винтами, т. е. взлетая вертикально, летательный аппарат наклоняет несущие винты вперед в набегающий поток, где они работают как пропеллеры большого диаметра.

Такие летательные аппараты имеют большую удельную нагрузку на диски несущих винтов и меньшую эффективность на висении, чем вертолеты. Однако они способны развивать скорость до 550 км/ч и могут совершать крейсерский полет на высотах примерно на 3000 м выше вертолета, имея меньшие удельные расходы топлива. Примером может служить экспериментальный аппарат XV-15.

При полетах на скоростях выше 650 км/ч предлагается останавливать несущий винт, затем складывать его и использовать как крыло (концепция Х-Wing). Горизонтальная тяга при этом создается турбовинтовыми или реактивными двигателями. Ключевым фактором для этих летательных аппаратов является управляемая циркуляция.

В полые лопасти поступает под давлением воздух, который истекает через узкие щели на верхних поверхностях лопастей. Благодаря выдуву уменьшается лобовое сопротивление, а срыв потока на остановленных лопастях наступает при больших углах атаки и скоростях набегающего потока.

Google