Конструкция шасси вертолета. Ферменные шасси
Конструкция шасси зависит от положения колера относительно узла подвески опоры на фюзеляже или крыле, места уборки, длины опоры стойки и кинематической схемы уборки. Опоры шасси могут быть ферменной, балочной или рычажной конструкции.
Обычно на вертолетах с неубирающимся шасси основные опоры по конструктивно-компоновочным соображениям выполняют в виде ферменной конструкции. Ферменная силовая схема состоит из трех стержней. Балка и стержень шарнирно прикрепляются к силовым элементам нижней части фюзеляжа в узлах. Они воспринимают боковые и лобовые нагрузки от колеса. Кинематическая энергия вертолета воспринимается при посадке амортизатором, встроенным в третий стержень фермы.
Обычно плоскость стержня с амортизатором неперпендикулярна оси вращения нижних стержней. Поэтому для того чтобы стержень при обжатии амортизатора нагружался только продольной силой, на его обоих концах установлены карданные узлы. При обжатии амортизатора ось колеса перемещается по дуге окружности. Чтобы в конце обжатия колесо имело максимальную площадь контакта с грунтом, оно в необжатом состоянии должно иметь угол развала.
Угол развала не должен превышать величину, при которой возможен срыв протектора в процессе обжатия амортизатора за счет боковой силы при изменении колеи шасси. Шток амортизатора воспринимает только осевые силы, что создает благоприятные условия работы уплотнений. Недостатками такой конструкции являются боковые перемещения колеса и дополнительная нагрузка на амортизатор вследствие наклонного положения стойки.
В ферменном шасси с вертикальной стойкой при обжатии амортизатора плоскость колеса не меняет своего положения, поэтому условия работы пневматика более благоприятные, чем в предыдущей схеме. Шток амортизатора, помимо осевой нагрузки, воспринимает также и поперечные силы, которые вызывают неравномерную выработку уплотнений амортизатора.