Плунжерный амортизатор с клапаном торможения обратного хода

На вертолетах в основном применяются жидкостно-газовые и пружинные амортизаторы. В жидкостно-газовых амортизаторах одновременно работают газ (азот) и жидкость (АМГ-10). При обжатии амортизатора жидкость с большой скоростью протекает по калиброванным отверстиям, которые при этом создают гидравлическое сопротивление.

В результате трения часть кинетической энергии удара переходит в тепло. Азот аккумулирует энергию на прямом ходе амортизатора, обеспечивая обратный ход после поглощения амортизатором энергии удара.

Рассмотрим принцип работы плунжерного амортизатора с клапаном торможения на обратном ходу. Цилиндр крепится к конструкции вертолета, а на нижний конец штока передается усилие, действующее на колесо. Объем цилиндра заполнен азотом под давлением. Полости заполнены жидкостью АМГ-10. При ударе колеса о землю шток движется вверх.

В результате движения штока жидкость перемещается из одной полости в другую через отверстия в буксе, отжимая клапан, и в третью полость через отверстия в плунжере. При обратном ходе шток под давлением газа идет вниз, а жидкость из конечной полости перетекает в полость обратно. При этом клапан прижимается к верхней буксе и перекрывает часть отверстий прямого хода, увеличивая гидравлическое сопротивление отверстий. На вытеснение жидкости из полости в полость и обратно затрачивается механическая работа (на преодоление гидравлического сопротивления отверстий).

Эта работа переходит в тепловую энергию, рассеивающуюся в атмосферу. Таким образом, работа внешних сил в жидкостно-газовом амортизаторе затрачивается на преодоление трения в опорных буксах и уплотнительных манжетах. Работа жидкостно-газового амортизатора обычно иллюстрируется диаграммой.

Амортизаторы, у которых амортизирующими материалами является резина в виде полозков или пластин, а также сталь в виде рессор или пружин, обладают малым гистерезисом, а следовательно, энергия сжатого амортизатора, непревращенная в тепло, будет почти полностью отдаваться обратно.

Google