Посадка вертолета и нагрузки на шасси

При посадочном ударе наряду с вертикальным компонентом в плоскости площади могут возникнуть компоненты силы, которая возникает при наличии горизонтального компонента скорости. Колесо шасси в начале посадки не вращается, поэтому при касании возникает сила трения невращающегося колеса о поверхность. В дальнейшем под действием этой силы колесо раскручивается, и сила обращается в нуль.

Однако на первом этапе посадки она может быть достаточно большой, составляя до 0,5…0,7. При посадке со сносом вследствие несовпадения направления скорости с продольной плоскостью вертолета возникает боковая сила. По НЛГВ величина этой силы составляет 0,5. Найденные значения сил умножают на коэффициенты безопасности, задаваемые в НЛГВ.

Определив силы, действующие на колесо, можно перейти к расчету сил и моментов в отдельных элементах конструкции шасси. В этом случае обычно считают, что все шарниры в конструкции шаровые, т. е. не передают изгибающий и крутящий моменты. При этом выявляются элементы, которые можно рассматривать как стержни, работающие на растяжение — сжатие, и элементы — балки, нагруженные изгибающим моментом.

Выбирая подходящим образом оси, можно записать уравнения моментов, позволяющие найти усилия в стержнях. Так, используя уравнение моментов относительно оси, проведенной через узлы, можно найти силу в подкосе. Уравнение моментов относительно оси, проведенной через другие узлы, позволяет определить осевую силу в стержне. Реакции в узлах определяют из условий равновесия балки. Силы в узлах шасси можно найти, составляя уравнения равновесия вертикальной стойки. Ферма, образованная стержнями, является статически неопределимой.

Далее, используя методы сопротивления материалов, строят эпюры изгибающего и крутящего моментов по балкам. По величинам осевых сил и изгибающих моментов по формулам, данным в курсе сопротивления материалов, определяют нормальные напряжения, а по крутящему моменту — касательные. Полученные значения сравнивают с допускаемыми. Сжатые стержни проверяют на потерю устойчивости по формуле Эйлера.

Google