Требования к конструкции вертолетов
Общие требования изложены в «Нормах летной годности вертолетов» (НЛГВ) – на них мы останавливаться в данной статье не будем, а требования, предъявляемые к конструкции вертолетов, можно подразделить на следующие группы.
Аэродинамические требования. Взаимное расположение частей вертолета, его формы и параметры должны обеспечивать высокие летно-технические характеристики. Вертолет должен иметь приемлемые для летчика пилотажные характеристики.
Требования прочности и жесткости. Все элементы конструкции вертолета должны выдерживать все виды нагрузок в соответствии с НЛГВ, в которых предусмотрены различные случаи нагружения частей вертолета. Вертолет в полете подвержен знакопеременным нагрузкам, поэтому его агрегаты должны иметь высокое сопротивление усталости и заданный ресурс, необходимую жесткость конструкции и не допускать остаточных деформаций.
Требования живучести. Под живучестью конструкции вертолета понимается ее способность выполнять свои функции при частичных разрушениях, не прерывая полета. Имеется понятие «безопасно повреждаемой» конструкции, разрушение одного или нескольких элементов которой не вызывает разрушения всей конструкции.
Эксплуатационные требования. Основным требованием является надежность — способность вертолета выполнять свои функции с сохранением летных и эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение заданного промежутка времени. Конструкция вертолета должна также обеспечивать нормальный доступ ко всем его частям, подлежащим периодическому обслуживанию и осмотру, что позволит сократить суммарное время на подготовку к полетам с использованием систем автоматизированного контроля. Кроме того, конструкция вертолета должна позволять производить быструю загрузку и разгрузку, а также замену основных агрегатов и узлов в процессе эксплуатации с минимальными трудозатратами.
Технологичность конструкции. Конструкция частей вертолета должна обеспечивать возможность применения прогрессивных и экономичных технологических процессов.
Все перечисленные требования достаточно противоречивы, поэтому создание оптимальной конструкции вертолета идет по пути компромисса.