Воздушное охлаждение двигателей

Система воздушного охлаждения предназначена для охлаждения масла двигателей, масла главного редуктора, генераторов постоянного и переменного токов, воздушного компрессора и гидронасосов, для вентиляции и обогрева кабины экипажа и пассажиров.

Система охлаждения состоит из воздухозаборника, вентилятора, регулирующих створок и системы управления ими и воздухопроводов. Воздухозаборники располагают обычно в верхней части фюзеляжа, в местах, где на режиме висения меньшая вероятность попадания крупных частиц грунта, а при горизонтальном полете можно ожидать естественного наддува за счет скоростного напора, и, следовательно, уменьшить мощность, идущую на охлаждение двигателя.

Вентилятор, расположенный над задней частью двигательного отсека, имеет привод через карданный вал от главного редуктора. Он засасывает воздух из входного канала и нагнетает его для охлаждения маслорадиаторов, генераторов, компрессора и гидронасосов. На вертолетах применяются осевые вентиляторы, которые по сравнению с центробежными имеют более высокий КПД, проше по конструкции и создают необходимую нагрузку двигателя для его устойчивой работы при малой частоте вращения.

При взлете и посадке вертолета или при работе вблизи земли пыль, поднятая воздушной струей от винта, может попасть в рабочий тракт двигателя, что вызывает быстрый износ лопаток первых ступеней компрессора, а следовательно, ухудшение характеристик двигателя. Поэтому в настоящее время на воздухозаборниках двигателя устанавливаются пылезащитные устройства (ПЗУ), которые улавливают пыль и собирают ее в пылевую ловушку. Степень очистки воздуха от пыли достигает 75%, потери мощности двигателя при работающем ПЗУ составляют 5—6%.

Google