Система пожаротушения

При разрыве топливных трубопроводов, разрушении топливных баков на борту вертолета может возникнуть пожар. Для его предотвращения на вертолетах используется система пожаротушения.

Она состоит из нескольких огнетушителей, заполненных жидким фреоном, обратных клапанов, блока противопожарных клапанов, трубопроводов, распылителей, арматуры и системы сигнализации. Все защищаемое пространство разделено на четыре отсека: отсек подкапотного пространства правого двигателя; отсек подкапотного пространства левого двигателя; отсек главного редуктора и топливного бака; отсек обогревателя. Каждый отсек имеет свою группу сигнализаторов, состоящую из нескольких датчиков, и противопожарный клапан. Огнетушители имеют две очереди срабатывания. Первая очередь — автоматическая. При возникновении пожара в одном из отсеков в сигнализаторах этого отсека возникает электродвижущая сила, и в кабине летчика зажигается табло, сигнализующее о пожаре.

При этом открывается необходимый противопожарный клапан, который замыкает электрическую цепь пиропатрона, находящегося в головке огнетушителя. Патрон, срабатывая, открывает замок, и огнегасящий состав выбрасывается в зону пожара. Первая очередь может быть включена и летчиком. Вторая очередь срабатывает только от нажатия кнопки летчиком после появления на световом табло сигнала о пожаре. Чтобы огнегасящий состав при впрыскивании в зону пожара не попадал в ранее опорожненные баллоны, на- головках огнетушителей установлены обратные клапаны.

В правом и левом отсеках двигателей установлены вертикально распылительные кольца из коррозионно-стойкой стали, имеющие по периметру отверстия, через которые выбрасывается огнегасящий состав. В отсеке главного редуктора имеются горизонтальные распылительные кольца, а над контейнером топливного бака — прямые трубки-рыспылители. В отсеке обогревателя два распылительных кольца.

Все распылители огнегасящего состава изготовлены из коррозионно-стойкой стали 1Х18Н9Т, а остальной трубопровод — из стали 20. При пожаре для уменьшения количества воздуха, поступающего в отсеки редуктора, предусмотрена возможность автоматического закрытия входных створок вентилятора с помощью датчика-сигнализатора, установленного в этом отсеке. Кроме системы пожаротушения в двигательном и вентиляционном отсеках имеются противопожарные перегородки.

От редукторного отсека двигатель отделен поперечной противопожарной перегородкой. Подкапотное пространство разделяется на правую и левую части при помощи продольной противопожарной перегородки. От редукторного отсека двигатель отделен поперечной противопожарной перегородкой. Подкапотное пространство разделяется на правую и левую части при помощи продольной противопожарной перегородки. Противопожарные перегородки выполнены из титана и состоят из профилей и двойной обшивки.

Google