Рациональная форма сечения деталей
Рациональная форма сечения детали позволяет снизить ее массу, при этом надо стремиться, чтобы материал был сосредоточен в наиболее напряженных зонах. При выборе формы сечения детали необходимо учитывать особенности ее нагружения.
При растяжении обычноприменяют симметричные сплошные сечения (т. е. напряжения равномерно распределены по высоте сечения и зависят от его площади). Для стержней, работающих на растяжение-сжатие (например, фюзеляж ферменной схемы, тяги проводки управления, подкосы крыла и шасси), определяющим является напряжение потери устойчивости, которая может быть общей и местной.
При местной потере устойчивости ось стержня остается прямой, а на его поверхности появляются выпуклости. При общей потере устойчивости критические напряжения вычисляются по формуле Эйлера, из которой следует, что величина окр зависит от момента инерции, а следовательно, и формы сечения стержня. Для увеличения окр надо увеличивать внешний диаметр, в результате чего увеличивается масса стержня, и уменьшать толщину стенки, что может привести к местной потере устойчивости. Таким образом, процесс конструирования и проектирования есть поиск компромиссного решения.