Шасси и место расположения колес

Выбор схемы шасси и места расположения колес (т. е. определение колеи и базы) диктуется соображениями устойчивого положения вертолета на земле при работе на месте, рулежке, пробеге после посадки и разбеге при взлете.

При выборе схемы шасси учитывается прежде всего грузоподъемность вертолета, его назначение и задаваемые в ТЗ условия взлета и посадки. Наибольшее распространение получила схема шасси с носовым колесом, поскольку эта схема по сравнению со схемой с хвостовым колесом имеет ряд преимуществ: безопасная и более простая посадка в условиях плохой видимости, хорошая путевая устойчивость при движении вертолета по земле, возможность обеспечения загрузки и выгрузки перевозимых грузов в задней части фюзеляжа.

Шасси с задним колесом применяется в особых случаях, когда это необходимо и оправдано компоновкой и требованиями, предъявляемыми к вертолету. База и колея шасси определяются условиями неопрокидывания вертолета при стоянке на взлетно-посадочной полосе с уклоном, невозможности капотирования (опрокидывания) вертолета при рулежке, пробеге и разбеге и отстройки от земного резонанса. Подбор колес и выбор параметров амортизаторов шасси проводятся из условия поглощения кинетической энергии удара, возникающего при посадке вертолета с вертикальной скоростью снижения и перегрузкой, задаваемых в НЛГВ.

Google