Вертолетостроение в 30-х годах XX века
Ко второму этапу развития вертолетостроения, продолжавшемуся до конца 30-х годов, относятся работы ученых и конструкторов, добившихся свободного полета вертолетов. В течение этого периода в нашей стране и за рубежом был построен ряд вертолетов, летавших, как правило, вблизи аэродрома.
Среди зарубежных следует назвать вертолеты Г. Берлинера (США), П. Пескара (Испания), Г. Ботезата (США), Асканио (Италия), Л. Бреге и Р. Дорана (Франция) и др. Продолжительность полетов вертолетов измерялась минутами, высота — метрами, но эти полеты подтверждали возможность создания вертикально взлетающего аппарата.
В 1925—1926 гг. в ЦАГИ под руководством Б. Н. Юрьева начала работу группа ученых и инженеров по экспериментальному исследованию несущих винтов вертолетов. Силами группы, в которую входили А. М. Изаксон, А. М. Черемухин, К. А. Бункин, И. П. Братухин и др., в 1930 г. был создан первый советский вертолет ЦАГИ 1-ЭА, построенный по одновинтовой схеме. В 1932 г. на этом вертолете А. М. Черемухин достиг высоты 605 м, более чем в 30 раз превысив мировой рекорд того времени (Асканио, 18 м).
Однако вертолеты того времени представляли собой ненадежные, сложные в управлении летательные аппараты, небезопасные в случае отказа двигателя. О полетах на этих аппаратах за пределы аэродрома нельзя было и думать. Качественный скачок в вертолетостроении произошел благодаря переходу к несущим системам с шарнирным креплением лопастей, получившим широкое применение на автожирах.